«Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» (Пр. 17:15). Нечестивец не просто отрицает Божье всевластие, но и выступает против Него.
«Грех – советчик нечестивца. Голос советчика этого слышит он из глубин сердца своего, и в благоговении перед Богом нужды не видит он» (Пс. 35:2 ИПБ им. М.П. Кулакова). Он не испытывает нужды поклоняться Богу, потому что поклоняется себе.
Кто может оправдывать нечестивого?! Человек, получающий вознаграждение за это: «Нечестивец из-под полы берёт взятку за то, что искажает правосудие» (Пр. 17:23 РБО). Оправдание осуществляют и по знакомству: «Нехорошо из уважения к лицу виноватого превращать дело правого на суде» (Пр. 18:5 архимандрит Макарий). Происходит оправдание и ради оправдания себя. Наше естество часто стремится к этому. Люди Эдемского сада обманулись, вкусив запретный плод. Как только человек сосредоточивается на своих достоинствах, он терпит крах: судит других людей (Иак. 4:12).
А праведного обвиняет тот, кто идёт своим путём, забывая, что есть путь, приготовленный Богом.
Нам кажется, Бог не видит того, что мы пытаемся спрятать от людей. Видит, Он испытает наши сердца. Бог – Главный Экзаменатор наш.