Читая книгу Исход и другие книги Пятикнижия, мы видим одну цельную историю о том, как Бог, исправляя мир после грехопадения, избирает один народ, выводит его из египетского рабства, ведет по пустыне в обещанную землю, воспитывает Свой народ, чтобы со временем все человечество пришло в истинное положение перед Богом. Но, к огромному сожалению, Израиль не справился с возложенной на него миссией.
Бог посылает Своего Единственного Сына, Он становится Человеком, и в Божьем Сыне Бог собирает новый Израиль, которым является Церковь, принципы поклонения при этом остаются непреложными.
Подобно тому, как Бог выводит Свой народ из Египта, Он выводит каждого из нас из тех обстоятельств внутренних (состояние сердца, характера, души), внешних и приводит к такому состоянию, когда человек сможет спокойно поклоняться Богу в духе и истине. Таким образом, целью человеческой жизни является поклонение Богу!
Важно понять, что наши идолопоклоннические наклонности хотят иметь приятную и комфортную жизнь. Но Божья истина открывает совсем другой путь. Бог дает нам такую жизнь и освобождает от всего того, что нам мешает поклоняться Ему в течение всей нашей жизни. Это процесс освящения.
Бог не нуждается в нашем поклонении: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24-25). Писание нам открывает: мы нуждаемся в поклонении истинному Богу. Только в осознанном поклонении человек получает представление о том, как ему прожить свою жизнь со всеми ее ловушками, трудностями, чтобы в результате принести «много плода».
И в первой главе книги Иова сыны Божии предстают пред лице Бога, чтобы дать отчет о проделанной работе. Почему мы не можем явиться перед Ним с пустыми руками? Смысл этого явления мы можем увидеть в притчах о талантах и минах, где работники предстают перед хозяином с отчетом, как они воспользовались тем, что дал им Господь. И праздники в Библии построены по следующему принципу. Праздник Пасхи носит вдохновляющий характер, мотивирующий людей на дальнейшее действие, дальнейшее служение, жизнь. А в праздник сбора урожая – жатвы – человек приходит пред Богом, держа на руках результат своего плода, результат своего труда. Жатва – форма некоего экзамена, подведение итогов. И это нужно не Богу, а человеку. Проделав работу, собрав определенный урожай, человек смог бы подумать и прийти к Богу и покаяться, если что-то не так, поблагодарить за то, что получилось.
Бог дал нам символизм празднования жатвы, потому что в этом празднике заложены те непреложные истины, зная и исполняя которые, мы могли бы оказаться перед Богом теми, кому Он скажет: «войди в радость господина твоего» (Мф. 25:23).
Что же это за истины? В 1послании к Коринфянам Павел называет Церковь – нивы Божьи. Эта истина о тотальной зависимости от Бога. В книгах, где описывается весь сложный комплекс празднований, невозможно не заметить важную деталь, что праздники устроены так, что они не стыкуются с циклом сельскохозяйственных работ. Казалось бы, нужно быть на празднике, но в этот день надо работать. И эти даты не меняются. Это не ошибка. Потому что уже в этом заложена истина – наша зависимость от Бога, а не от наших трудов. Мы можем купить самый качественный семенной материал, вовремя его посеять, обработать землю. Но если Бог не даст нам дождя, солнышка, урожая не будет. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).
Вторая истина, которая нам открывается в праздновании жатвы – тотальная ответственность человека за собственную жизнь, за собственные слова, за собственные поступки, и даже за собственные мысли. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7-8).
Может создаться впечатление, что между первой и второй истиной возникает некое напряжение. Всем ясно, если мы посеем чертополох, то вряд ли соберем урожай пшеницы. Но мы прекрасно понимаем, если посеем пшеницу и сделаем все правильно, это еще не факт, что соберем хороший урожай.
Павел делился своей жизнью, своим служением, что он много сделал для Бога (1Кор. 15). «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна. Но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15:10). И здесь удивительная тайна: когда мы все делаем правильно, с искренними мотивами, во славу Божью, и даже когда мы пожинаем правильные плоды правильных поступков, мы понимаем, что это была именно Божья благодать. Потому что Божья благодать – это незримое присутствие Бога в том, что мы делаем во славу Его. И Божья благодать действует в жизни человека только тогда, когда он готов со всей ответственностью относиться к тому, что он делает, что он говорит, что он думает.
Третья истина. У каждой истории есть свой конец. И наша жизнь состоит из множества историй, счастливых и не очень. Библия нам открывает в образе жатвы историю конца этого мира. В притче о плевелах и пшенице (Мф. 13), когда среди пшеницы наметился сорняк, и его предложили вырвать, господин жатвы предостерегает: «Нет, вы можете ошибиться». Потому что реальность нашей жизни такова, что плоды можно подделать. Чтобы этого не случилось, нам открывается четвертая истина.
Истина о необходимости самопожертвования ради достижения духовного плодоношения и любых плодов в нашей жизни. «Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12:24-26).
«Я каждый день умираю…» (1Кор. 15:31). Апостол Павел истолковывает этот процесс для нас, чтобы мы правильно приняли Евангелие. Если человек верит, что Иисус Христос умер и воскрес, то эта вера находит свое конкретное и действенное выражение в его повседневной жизни. Он будет жертвовать своими силами, временем, чем угодно, но жертвовать будет ради Бога, тогда обязательно человек будет приносить много доброго и спелого плода. Мы можем поклониться Богу, соблюдая два важных условия: поблагодарить Его за все то, что мы имеем и задуматься, что я могу принести в жертву Богу для разумного служения.