В каждом верующем происходит внутренняя война, которая разрывает нас: идти за Господом или уповать на себя. Хорошим примером для нас служит образ Авраама, который получил от Господа благословения землёю, потомками, величием имени, властью, полномочиями. И даже все народы были благословлены в Аврааме.
Авраам откликнулся на призыв Божий и пошёл в землю, где он никогда не был. Там произошли неожиданные события: пять городов пошли против четырёх царей (Быт. 14). Авраам узнал, что его племянник Лот, проживавший в Содоме, захвачен в плен. Он вооружил своих людей и освободил Лота, имущество и народ. Авраам не планировал воевать, но, сориентировавшись, действовал результативно быстро. Он проявил себя как настоящий стратег: быстрота реакции, смелость, военная тактика, доведение военной кампании до конца. Авраам – победитель. Но то, что последовало дальше, более важно, чем предыдущие события.
Два царя встречали Авраама. У каждого из них было своё послание. У царя Салимского Мелхиседека – послание от Бога, а царь Содомский сделал послание от себя. Царь Салимский, священник Бога всевышнего, вынес хлеб и вино и благословил Авраама, благословил Бога неба и земли, победу, которую дал Бог Аврааму. Авраам должен был чувствовать себя победителем, потому что он шёл впереди. А теперь получается, Победитель – Бог.
Для человека активного, способного естественно приписывать всё себе: «Я – смог!» Здесь возникает момент истины. Эта новость приносит мне радость, вдохновение и покой, что Бог за меня воевал? Либо – болезненное переживание: как же так? Ведь я это сделал! Такая борьба происходит внутри. Доверять Богу, уповать на Него – либо надеяться на себя.
Реакция Авраама была такой – он даёт десятину. Закона Моисея ещё нет. Так Авраам признаёт победу Бога, благодарит Бога за неё, поклоняется Богу. В этом проявилась сила благодати даяния. Принцип даяния и принятия заключается в том, что Бог даёт, а Авраам принимает. Авраам согласился – победа от Бога, Победитель – Бог, победа Божья стала моей победой.
Вторая встреча – с царём Содомским, который предложил Аврааму взять себе имущество, а людей отдать ему. Среди жителей Содома было много грешных людей. Сам царь являлся символом греха, поэтому Авраам решительно отвергает предложение царя. Даже нитки и ремня от обуви не взял, чтобы не иметь ничего общего с грехом.
Эти две встречи для Авраама были тестовыми. Первая – способность отказаться от своего «я». Вторая – отказ от материальной зависимости.
Какие же потери понёс Авраам, и какую прибыль получил? Потери – не имел ничего, когда отправился на войну. В остальном – только плюсы: всю работу за него сделал Бог; Бог дал свободу от человеческой зависимости; Бог научил быть благодарным; Бог дал заботу о близких и соратниках. Таким образом, начав с нуля, получил немного имущества и много – для развития души и духа.
Принцип даяния и принятия актуален и для нас. Имеешь доброе – поделись с тем, кто не имеет. Получив доброе, будь благодарен и пользуйся в радости.
Как связана десятина с принципом даяния? Десятина – это форма даяния, отклик на него, духовное переживание, согласие с тем, что именно Бог одарил меня. Это благодарность Богу за Его благословенное участие в моей жизни, признание Его власти, первенства и главенства, отказ от греховных источников приобретения ценностей.