Иисус как Личность всегда вызывал противоречивое к Себе отношение со стороны фарисеев, так называемых «обособленных». Одни почитали Его за Пророка и Учителя, другие осуждали за общение с сомнительными личностями. Но в любом случае Он вызывал у всех огромный интерес. За Ним всегда следовали толпы народа. Один из фарисеев по имени Симон пригласил Иисуса к себе на обед. С каким намерением непонятно, но пренебрежение, выказанное гостю, по меркам того времени, было как минимум оскорблением. Гостю не подали воды для омовения ног, не приветствовали целованием… И когда это позволила себе публичная женщина, опустившись у ног Господа, омыв Его ноги слезами и непрестанно их целуя, Симон не почувствовал угрызений совести. Лишь осуждение было в его мыслях. Симон считал себя достойным человеком в глазах людей и Бога. Он не чувствовал никакой нужды, и, следовательно, у него не было чувства любви, и поэтому он не получил прощения.
И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лук.7:44-47).
Женщина же ощущала лишь одно чувство крайней нужды и поэтому была переполнена любовью к Тому, Кто мог удовлетворить ее нужду, и получила прощение. Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лук.7:50).
Самодовольство отвращает людей от Бога; но странно и то, что чем искренней человек, тем больше он ощущает свою греховность. Апостол Павел, говоря о грешниках, мог сказать «из которых я первый» (1 Тим. 1:15).
Самый гибельный грех – считать себя безгрешным, но чувство нужды всегда откроет грешнику дверь прощения, потому что Бог есть Любовь, а любовь торжествует более всего тогда, когда в ней кто-то нуждается.
4 комментария
ALina says:
30.03.2017 at 13:04Ничего не понятно из проповеди абсолютно.Так выходит,что до встречи с Иисусом она получила прощение грехов?И потому так много возлюбила?
Когда прощены были ее грехи до ее великой любви?Он после ее любви заявил о прощении ее грехов.Не делать ли нам зло,чтобы вышло добро?Больше зла-больше любить будешь?
Геннадий Пшеничный says:
02.04.2017 at 08:25Добрый день, Алина! Похоже, Вас привел в смущение тот факт, что в Синодальном переводе Лук. 7:47 звучит следующим образом: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Читая этот стих, особенно вне контекста всей истории, может сложиться впечатление, что прощение является следствием проявления большой любви. Однако Христос в беседе с фарисеем хотел показать как раз таки обратное: большая любовь есть РЕЗУЛЬТАТ (а не условие) прощения больших грехов. А если быть еще более точным – результат ОСОЗНАНИЯ прощения больших грехов (можно получить прощение грехов, но не до конца осознавать, сколько на самом деле было прощено). На примере двух должников Иисус ясно дал понять, что любовь каждого из них напрямую зависела от того, сколько каждому из них было прощено. И хозяин дома, которому Иисус адресовал вопрос, дал правильный ответ: больше любить будет тот, кому больше прощено. Эту же мысль Иисус подытоживает во второй половине ст. 47: «а кому мало прощается, тот мало любит».
Исходя из контекста этой истории, современные переводы, на мой взгляд яснее передали смысл ст. 47: «ей прощено много грехов, поэтому она так сильно любит» (РБО, 2011; ср. переводы МБО, ИПБ и другие). В проповеди использовался именно этот перевод, при чтении которого не возникает вопросов, а потому мы не останавливались долго на истолковании ст. 47.
Впрочем, можно было бы взять за основание и Синодальный перевод, но читать его обязательно в контексте истории. Иначе можно сделать вывод, что сначала нужно сильно возлюбить Бога, и лишь тогда Он нас простит. Это, конечно же, не библейский взгляд. Библия учит нас тому, что мы неспособны возлюбить Бога. Наша любовь – это всегда СЛЕДСТВИЕ осознания и принятия той любви, которую проявил и проявляет к нам Бог. А принятию Божьей любви всегда предшествует осознание нашей глубокой греховности. Но для этого, – отвечая на Ваш (надеюсь, риторический) вопрос, – вовсе не нужно больше грешить. Это никак не поможет осознанию собственной греховности. Многие люди в этом мире грешат, но чувствуют себя вполне комфортно и не осознают себя большими грешниками. Осознание греховности приходит к человеку не тогда, когда он что-то сделал, а когда он входит в Божье присутствие, во свет Божьего Слова. Именно в свете Слова Божьего каждый из нас начинает видеть себя погибшим грешником. Каждый из нас уже достаточно согрешил, чтобы заработать на смертный приговор. Писание говорит, что в нас в принципе «не живет ничего доброго» (Рим. 7:18). Его нет смысла в себе искать. Проблема только в том, что не все это осознают. Да, на примере этой истории показано, что иногда людям, совершившим «большие» грехи, легче признать себя грешниками, их не нужно в этом убеждать. Однако нам всем нужен свет истины Божьего Слова, чтобы, с одной стороны, осознать свою греховность, а с другой – ту неизмеримую любовь и благодать, какую явил нам Бог.
Возвращаясь к нашей истории, можно сказать, что слезы женщины были показателем того, что она осознавала себя грешницей. И в ответ на любовь и принятие со стороны Христа, т.е. в ответ на Его прощение, в ее сердце загоралась любовь.
Давайте попробуем сделать практическое применение. Бог во Христе возлюбил и простил нас, «когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Когда под влиянием истины Божьего Слова и воздействия Духа Святого мы это осознаем, в нас возникает осознание греховности, ведущее к покаянию. Покаяние, сделанное с верой, как отклик на Божью любовь, производит в нас возрождение, которое и является той отправной точкой, в которой мы начинаем любить Бога.
С уважением, Геннадий Пшеничный.
ALina says:
02.04.2017 at 13:47Хорошо вы проповедали здесь,но это мне все понятно.Повторю еще вопрос:Так выходит,что до встречи с Иисусом она получила прощение грехов?И потому так много возлюбила?
Когда прощены были ее грехи до ее великой любви?
Ясно показано,что грехи уже были прощены ей до ее встречи с Иисусом и когда же и как же это могло произойти?Ведь после ее большой любви Христос провозгласил ей прощение,которое задолго до провозглашения было результатом ее любви и откуда же оно взялось до встречи с Иисусом то прощение грехов?
Скорее всего на основании предузнания ее и фарисея?
Геннадий Пшеничный says:
03.04.2017 at 17:08Да, именно так и выходит: женщина пережила прощение грехов еще до ЭТОЙ встречи с Иисусом. Была ли у ней перед этим личная встреча со Христом, либо же она слушала его, как и все остальные, в те моменты, когда Он учил весь народ, и таким образом приняла Божье прощение, мы не знаем.
Нередко наши вопросы возникают от того, что мы мыслим категориями определенных стандартов, формул, шаблонов, где все должно происходить в определенном порядке и последовательности. Однако духовные процессы, происходящие в сердце ДРУГОГО человека, для нас не всегда понятны. Нам, например, до конца не понятно, когда и в результате чего получил прощение один из разбойников, распятых вместе со Христом. Слышал ли он до этого проповеди Христа? Или же на него просто повлияла молитва Христа «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» и он в этот момент признал Иисуса Сыном Божьим? Мы не знаем. Мы лишь наблюдаем за тем, что произошло. Нам также не до конца понятно, почему евнух пережил возрождение сразу после крещения (Деян. 8:39), в то время как жители Самарии испытали на себе это переживание только после того, как над ними помолились Апостолы (Деян. 8:14-17). В контрасте с ними сотник Корнилий и его окружающие приняли Духа Святого еще до того, как Петр окончил проповедь (Деян. 10:44). Причем, без молитвы покаяния! (Сюда, кстати, тоже можно подставить ваш вопрос: как и когда были прощены грехи этих людей?)
Здесь важно помнить, что Писание дано нам не для удовлетворения нашего любопытства, а для наставления в вере, которая ведет нас ко спасению. Как я уже сказал, нам не всегда понятно, что и как происходит в сердцах ДРУГИХ людей. Вместе с тем Писание предельно ясно открывает, что НАМ нужно знать, что НАМ нужно делать, и как НАМ реагировать на Божье откровение, Божью истину. Следовательно, нашим главным вопросом должен быть следующий: для чего это записано в Писании и чему это учит нас?
История, о которой мы рассуждали, не посвящает нас во все детали происходящих с женщиной процессов. Она записана в Библии для того, чтобы преподать нам конкретные уроки. Какие? Один из уроков, например, заключается в том, что человек может возлюбить Бога только после того, как испытал на себе Божье прощение. Действия человека ВСЕГДА вторичны. Мы способны лишь реагировать на действия Божьи, обращенные к нам / на нас. Глубина любви к Богу (и к ближнему, потому что их нельзя отделить друг от друга) напрямую зависит от глубины осознания собственной греховности и принятия Божьего прощения, Божьей благодати. Если человек не испытывает должной любви к Богу, если в его сердце есть обида на Бога, значит ему еще не открылась глубина собственной греховности и глубина Божьей любви, проявленной, прежде всего, на кресте. Любовь, тем более к Богу, невозможно выдавить из себя, выработать в себе. Она всегда является откликом (причем запоздалым) на Божью любовь. И эту любовь Бог доказал. Но нам она плохо понятна. Поэтому Писание призывает нас познавать Бога, чтобы когда-нибудь мы смогли «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». (Еф. 3:19)