Есть как минимум три сферы жизни, где работает принцип «Первого правила»: армия, семья и Царство Божье. Что это значит? Правило первое: «Командир всегда прав, папа всегда прав». Правило второе: «Если командир или папа не прав, смотри правило № 1». Дети и солдаты могут с ним не соглашаться, но это так. Потому что Командир и Родители несут за них ВСЮ ответственность и те должны быть послушны им в любом случае. Суть его — в доверии тем, кому вверена твоя жизнь. Особенно явно это видно в третьей сфере — в Царствии Божьем. Правило первое: «Бог и Его слово всегда право», второе: «Если тебе кажется, что это не так, смотри первое правило».
Ожидание столь радикального послушания в других сферах — это образ того, что должно быть по отношению к Богу. От доверия и послушания солдата офицеру во время битвы напрямую зависит его жизнь. То же самое и в семье: твое будущее зависит от того, насколько ты доверял и был послушен родителям (Еф.6:1-3). В вопросах духовной жизни, Царства Божьего, цена доверия и послушания — вечная жизнь!
Как быть, когда во взаимоотношениях с другими возникают спорные ситуации? Уже в самом названии заложена некоторая конфронтация и несогласие.
Итак, наше «Правило № 1» находится в Рим. 14:1: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Синодальный перевод). («Человека, вера которого слаба, принимайте к себе, но не вступайте с ним в споры о его взглядах» (перевод РБО).
Важно отметить, что этот текст делит участников спора на две категории:
— Со слабой верой;
— С сильной верой.
В каждом споре мы сразу можем определить для себя, сильная у нас вера или нет. Если вы готовы не отстаивать свое мнение и вам важнее сохранить отношения, у вас сильная вера, вне зависимости от того, насколько вы свободны в спорном вопросе. Писание приводит пример: вопросы еды и праздников:
2 Скажем, один верит, что можно есть все, а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи.
3 Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест. Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест. Ведь Бог его принял!
4 Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?! Его господин сам решит, стоит тот или упал. Но он все же будет стоять, потому что Господь властен поднять его.
5 Один считает, что какой-то день важнее остальных дней. Для другого все дни равны. Пусть каждый поступает по своему разумению.
6 Тот, кто особо чтит какой-то день, делает это в честь Господа, и тот, кто ест, ест в честь Господа, потому что благодарит Бога за пищу. И тот, кто не ест, в честь Господа не ест — он тоже благодарит Бога (Рим.14:2-6).
В этих стихах апостол Павел обращается уже не только к сильным в вере, но и к слабым. И это очень важно! Потому что очень часто, кто по какому-то вопросу оказывается в категории слабой веры, тот испытывает искушение манипулировать: «я немощный в вере, поэтому ты обязан меня принимать». А в переводе на плотской, человеческий, язык это означает: «не важно, как я поступаю, ведь я не духовный, но вы-то ведь духовные, поэтому я буду следить за вами и судить вас».
Ты не имеешь права осуждать, становиться в позицию судьи и давать оценку тому, кто ест! И к сильным в вере обращается Слово: не позволь гордости из-за того, что ты можешь есть, смотреть свысока на того, кто не может. И для того и для другого одно обоснование этого — Бог принял его такого, какой он есть! Мало того — Бог не просто принял его (твоего оппонента), он его и сделал Своим слугой. А со слугами могут разбираться только их хозяева, А если вдруг мне кажется, что Хозяин не прав? Смотри пункт первый…