В своей книге «Значение брака» Тим Келлер, размышляя о сути брака, называет два основных типа взаимоотношений: рыночные (потребительские) и заветные. В рыночных отношениях нужды играют первостепенную роль. Поэтому, в случае более интересного и выгодного предложения, мы всегда готовы пожертвовать отношениями ради личных нужд. В Завете же главную роль играет серьезное посвящение, принятие на себя ограничивающих обязательств и ответственности. Но по этой же причине Завет дает право не бояться быть самим собой и перестать себя «рекламировать» другой стороне из страха потерять ее интерес.
В Библии Бог предлагает только один вид взаимоотношений – заветные. Поэтому Христос провозглашает во время Последней Вечери, что «сия чаша – Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Вопрос лишь в том, насколько мы осознаем, что сегодня находимся в заветных, а не в рыночных отношениях с Богом? Как нам быть, если мы переключились на свои «нужды» и начали искать «духовные продукты» (утешение, радость, покой, мир) в других «магазинах»?
Автор Послания к евреям предлагает только один выход: посмотреть на пронзенного и поруганного Христа (Евр. 12:3); осознать Его поругание как результат наших «незначительных» грехов (лицемерные молитвы, безразличие, духовную и физическую лень, цинизм, разочарование в Боге и Его пути). Осознание, что я не в «магазине», а в Завете – первый шаг к восстановлению и углублению отношений со Христом. Как участник Завета я принимаю верой, что чаша с вином – это Чаша Завета; я не прихожанин, а участник общины Завета; когда я грешу – грешу против Завета; когда я молюсь – взываю к обетованиям Завета. Вся моя жизнь – это подчинение себя Господину Завета.
Как и в браке, мы уже не принадлежим себе. Ап. Павел говорит: «…и вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою…» (1 Кор. 6:19-20). Единственный вопрос, который задает мне Христос сегодня: «А ты – в Завете?»