Писание очень многогранно, но мы привыкли, читая притчи в Лк. 15, видеть один и тот же смысл: утеряно, нашлось и по этому поводу радость. Посыл всех трех притч был обращен к фарисеям, которые считали себя праведными перед Богом, а притча о блудном сыне была сказана им Иисусом в ответ на их ропот и недовольство по поводу общения Господа с мытарями и грешниками. «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними». Иисус рассказывал еще одну притчу о мытаре и фарисее (Лук.18:9-14), где так же хотел показать свое отношение к кающимся.
Точно таким же праведником, как и фарисеи, считал себя старший сын в притче о блудном сыне и точно такая же реакция была у него на то, что отец принял блудного сына с радостью и ликованием. Живя в доме отца и имея все то, что имел отец, старший сын по каким-то причинам не пользовался всеми благами. И его очень расстроило то, что отец устроил пир в честь мота и транжиры: «Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его». Есть два способа отвергнуть Отца: первый — это встать на путь греха и погибели, как младший сын, и второй — находясь в доме Отца, отказаться разделять с Ним ценности и Его сердце.
Сопоставляя характеристики двух братьев, мы видим, что младший брат — раскаивающийся грешник, в то время как старший — праведник, не имеющий нужды в покаянии («вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего»). Младший сын пришел, как раб и был возвращен в позицию сына; старший же многие годы был сыном в доме отца, но мыслил как наёмник.
Иисус в этой притче показывает, что есть опасность быть в доме Отца, быть в Церкви, нести служение и в то же время преследовать собственные цели. И когда не достигается желаемый результат, есть опасность скатиться в бунт против Бога.
Нам привычно думать, что Евангелие обращено к неверующим, но сегодня оно актуально и для нас, детей Отца своего.