Символизм или язычество?

Празднование Христовой Пасхи стало для нас великим символом, укрепляющим нашу веру в то, что и все мы когда-нибудь вос­креснем благодаря верности и благодати нашего Бога, Господа и Спасителя!

Убрать символизм из жизни Церкви невозможно, потому что перед Церковью постоянно сто­ит очень трудная задача – говорить миру о Боге, Которого не может вместить в себя никакое человеческое слово или понятие. Поэтому наши богослужения сопровожда­ются символическим поклонением при по­мощи музыки и пения, проповеди, ил­люстрациями и отвлеченными примерами из жизни. Во время таинства Причастия мы используем символы – реальный хлеб и настоящее вино, эти же символы исполь­зовал Иисус, когда во время Тайной вече­ри провозгласил установление Нового За­вета. Во время таинства Крещения мы сим­волично погружаемся в воду. Мы симво­лично рукоплещем в нашем собрании, по­добно древнему Израилю, воздавая всю славу Богу. В богатейших библейских сим­волах Бог открывает нам Истину. Стоит помнить, что сами по себе символы не являются мистическими потусторонни­ми реальностями. Так, например, сделав радугу символом Своего завета, Бог никог­да не говорил, чтобы мы поклонялись раду­ге или как-то особенно относились к ней. Богу было угодно, чтобы радуга стала для нас символом решения Бога не уничтожать землю. Некогда изготовленный Моисеем символ спасения – знамя медного змея (Чис. 21) был принят Израилем как объект поклонения Нехуштан (4 Царств 18:4), и этот факт представлен в Библии как грубейшее языческое святотатство. Поклонение чему-либо, кроме Бога является ужаснейшим гре­хом! История показывает, что искушение не­правильно относиться к божественным сим­волам, действительно, очень сильное, и, возможно, Израиль стал поклоняться Нехуштану с самыми благочестивыми мотивами. Но тем и отличается поклонение Единому Живому Богу от язычества, что Бог ожи­дает от своих поклонников осмысленного понимания и реального исполнения Его воли, а не, пусть даже и благочестивого, но суеверного и слепого ритуального почита­ния.

Евгений Кузьменко