В поисках ли истины? Кубанская версия «Аргументов и Фактов»

 В Кубанском приложении газеты «Аргументы и Факты» №3 от 16 января 2008 года была опубликована статья Полины Поповой под названием «В поисках истины», в которой в очередной раз эксплуатируется образ деструктивной секты.

Ради справедливости стоит отметить, что по сравнению с публикациями подобного рода в других регионах России, эта статья не такая уж и страшная.

В целом религиозно-политическую ситуацию в Краснодарском крае можно охарактеризовать, как довольно спокойную. И, кажется очевидным, что это является результатом политики властей. Поэтому и публикации в региональных СМИ являются достаточно сдержанными, но по-прежнему ядовитыми. Итак, вернемся к статье в АиФ, в которой идет речь о Кришнаитах, церкви «Вифания» и церкви Адвентистов седьмого дня.

Очевидно, что публикация написана человеком, не испытывающим симпатии к религиозным организациям не входящих под крыло Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Полина Попова играет на общеизвестных фактах, но представляет их как негативные характеристики, делая особый упор на финансовую составляющую организаций.

В вину Кришнаитам вменяется то, что «основателем кришнаизма Бхактиведанта Свами Прабхупада» до выхода на пенсию был успешным бизнесменом. И делается безосновательный вывод о том, что у всех последователей Кришны по наследству передается «страсть к деньгам». И подразумевается, что обогащение это должно произойти за счет приобретения новых последователей. Да, действительно, сегодня многие успешные бизнесмены тяготеют к восточным культам. Но журналист совсем забывает (или не знает?), что учение Кришны базируется не на материальном. И уж точно, не культивирует любовь к деньгам. Но чтобы зацепить читателя и оставить негативное впечатление о последователях Кришны, автор цитирует высказывание одной последовательницы культа, которая говорит, что в христианстве есть заповедь «Не убей», но именно христианами были выстроены огромные скотобойни. Здесь важно отметить, что отношение к животным у кришнаитов согласно их верованию почтительное.

Следующей мишенью в статье является многотысячная краснодарская церковь Российской церкви христиан веры евангельской «Вифания». Что же в этой церкви не так? Оказывается, наличие церковного «офиса», церковных автобусов и другого имущества! Это значит, что «секта Вифания» живет, как «семья» и у нее есть свой бюджет. Намек понятен. В контексте статьи это значит, что церковь живет за счет обирания своих прихожан. Удивительно, но что плохого видит автор в общинной жизни церкви? Разве это не в духе христианской традиции, берущей начало в Новом Завете, а именно в Деяниях Апостолов? Ну а разве в РПЦ МП не существует епархиальных офисов и др. имущества? Разве в храмах не проводятся добровольные пожертвования как у протестантов, и община не распоряжается этими средствами?

Есть еще одна претензия к «Вифании». Это – наличие собственного реабилитационного центра. В статье приводится свидетельство бывшего наркомана, получившего освобождение в этом центре после 13 лет зависимости. И что же? Попова задает вопрос ему, а не приходят ли к нему мысли вернуться к прошлому. На что тот дает откровенный ответ, что да, мол, а к кому они не приходят? А следом идет мнение эксперта, психолога краевого медицинского центра Ирины Сурниной, утверждающей, что не может быть освобождения от наркотической зависимости в реабилитационных центрах христиан. Это звучит весьма странно, особенно в свете того, что существует достаточно свидетельств, говорящих совершенно обратное: освобождение происходит и бывшие наркоманы возвращаются в общество. Но журналист настаивает: кто сегодня только не играет на поле социальной работы и не эксплуатирует тему освобождения от наркотиков? Совсем не догадываясь, что этот, и подобные ему реабилитационные центры евангельских христиан создавались еще в тот период, когда наркозависимость не объявлялась национальным бедствием и на борьбу с ней из бюджета не выделялось столько средств. Какой выгодой могли руководствоваться создатели реабилитационных центров в начале 1990-х, если на деньги из бюджета они никогда не претендовали (да и не могли). В таком количестве, как сегодня, они и не выделялись. Это в 2008 году в бюджете Краснодарского края запланирован почти на 70% (от 106,5 млрд руб.) рост расходов на социально-культурную сферу и борьба с наркоманией объявляется одним из приоритетных направлений. Раньше такого не было, и протестантские пасторы руководствовались исключительно любовью к людям. А какая может быть выгода от бывшего наркомана, социализация которого после реабилитации занимает несколько лет?

Тема о деньгах развивается в повествовании о церкви Адвентистов седьмого дня, основанной на свидетельстве весьма сомнительного характера. Соседка члена церкви адвентистов рассказывает, что перед вступлением «в секту» там интересуются доходом адепта, чтобы обозначить для него необходимый минимум, называя его десятиной. Галина Петровна говорит, что «…агитируя прийти в свою церковь, они сразу уточняют зарплату человека и назначают сумму, которую он обязан вносить каждый месяц». Фатализм пребывания в этой «секте» заключается в том, что если адепт « не может заплатить, то ему приходится отдавать драгоценные вещи в зависимости от размера задолженности». Но чего-нибудь он однозначно лишается…

Вывод очевиден, сегодня общественное мнение снова прорабатывается перед очередной законодательной инициативой ограничения религиозных свобод. Так это или нет, покажет время. Но крепнет мысль о том, что «давить сектантов у ангажированных журналистов становится профессиональной привычкой.

Присоединяйтесь к обсуждению на ЖЖ: http://knjazev-e.livejournal.com/2111.html

Евгений Князев

Портал-Credo.Ru