Власть – жезл или посох?

Власть – это не награда за исключительность, не ступенька в карьерной лестнице, не момент славы, заработанный человеком. Власть – это, прежде всего, ответственность за духовное, душевное и подчас даже физическое процветание подвластных людей.

Однажды одного из самых успешных лидеров Израиля, царя Давида, озарило. Господь открыл ему, почему Он поставил его царем Своего народа: «И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем и что возвысил царство его ради народа Своего Израиля» (2 Цар. 5:12). Давид понял, что Бог избрал его не за то, что он весьма выдающийся человек и заслужил эту честь. На момент помазания Давид был неприметным мальчишкой-пастушком. Выбор Бога был удивителен как для его родителей и братьев, так и для самого Давида. Бог разглядел в нем пастушеское сердце, и именно такой стиль управления Божьим народом был угоден Ему.

А какие вообще бывают стили управления? Их много, но, пожалуй, все их можно распределить в две категории. Их можно обозначить библейскими символами: царский жезл и пастушеский посох.

Слова жезл и скипетр часто встречаются в Ветхом Завете и чаще всего символизируют грозную власть, которая несет наказание, страх, сокрушение, поражение, гнев (2 Цар. 7:14; Иов 9:34; Пс. 2:9). Такую роль Господь доверял некоторым людям, царям, лишь на время для совершения Божьего возмездия над непокорными народами. Жезл – символ власти, наказующей непослушных и вероломных людей. А вот в Новом Завете этот образ исчезает из обихода апостолов и учеников Христа. Он употребляется однажды в 1 Послании Коринфянам, где вопрос «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (4:21) звучит риторически. Ответ очевиден. Это слово еще раз встречается в книге Откровения Иоанна, и описывает власть Господа над мятежными народами. Итак, жезл – это атрибут Владыки неба и земли. Пожалуй, только Он может распорядиться им абсолютно справедливо, так как Он Бог долготерпеливый, многомилостивый и человеколюбивый.

Пастушеский посох, или палка, символизирует опору, помощь, поддержку, заботу (1 Цар. 17:40, Ис. 3:1). Этот стиль руководства имеет сходство с работой пастуха. Давида Бог избрал, потому что этот труд был ему хорошо знаком. «И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля» (2 Цар. 7:8). Давид родился не в царской династии, а в пастушеской. Оказывается, освоить царское управление не так сложно по сравнению с тем, чтобы, будучи царем, всю жизнь оставаться пастухом. Казалось бы, царское дело – умело руководить народом, издавать правильные указы, собирать налоги, вести успешную внешнюю и внутреннюю политику, вести войны и т.п. Несмотря на то, что на эту роль лучше подошел бы тот, кто воспитывался при дворе, Бог предопределяет пастуху стать царем, которого впоследствии готовит, проводя через испытания славы и отвержения. Возникает ощущение, что пастушеское сердце важнее, чем административные навыки.

Как видно, пастухи глубоко симпатичны Господу, потому что многие лидеры Божьего народа начинали с овец, где от них требовалось много терпения, смирения, заботы, мягкости, а также отваги, направленной, однако, не на стадо, а на волков. Пастухами, помимо Давида, были Авраам и Моисей. С них-то и пошел народ Божий. Христос называл Себя пастырем добрым, который способен пожертвовать жизнью ради спасения овец. Петру пришлось сменить рыбацкие снасти на пастушеский посох, когда Господь сказал ему: «Паси овец Моих». Петр впоследствии сам призывал старейшин церкви пасти Церковь не силой своей личности, не нажимом или манипуляциями, а примером верного и покорного следования Христу – Архипастырю (1 Пет. 5:1-4).

Я говорю о власти в контексте Церкви. Однако культурное наследие даже с христианскими служителями может сыграть злую шутку. Нам не понаслышке известны понятия: диктат, тоталитаризм, тирания, вождизм. История хранит множество примеров того, как развивались события в случае подобного подхода к власти. «После нас хоть потоп», «пришел, увидел, победил» – в этих парадигмах совершенно не учитываются желания тех, кто ниже по положению.

О каком стиле в этом случае идет речь? Обычно даже в светском лексиконе он называется авторитарным. Его атрибуты: тотальный контроль руководителем всех движений в организации, жесткая дисциплина для подчиненных, невозможность проявления любой инициативы без утверждения сверху, запугивание и преследование инакомыслящих, агентурная работа с целью выявления таковых, четкое распределение на «своих» и «чужых», дифференцированное распределение благ в зависимости от принадлежности к этим группам, продвижение лояльных к руководству, хотя и, нередко, бездарных сотрудников на руководящие посты.

Это не учебное описание авторитарного стиля руководства, оно взято из жизни. Мы хорошо знаем такой стиль с детства. Родились в такой стране, где большинство лидеров тяготели к нему. Последствия такого стиля известны: разруха, нищета, отток мозгов за рубеж, нивелирование нации под средненький уровень, отсутствие перспективы развития для одаренных членов общества, застой и, как следствие, деградация нации.

Зачем нужна власть над другими? Бог дает власть отдельным людям с тем, чтобы свои способности и авторитет они могли использовать исключительно для достижения пользы народа. Власть – это не награда за исключительность, не ступенька в карьерной лестнице, не момент славы, заработанный человеком. Власть – это, прежде всего, ответственность за духовное, душевное и подчас даже физическое процветание подвластных людей. Руководитель призван быть катализатором перемен к лучшему в Божьем народе, стать благословением для него. Поэтому Бог может давать власть руководителям на год, на 4 года, а кому-то на 40 лет ради блага всего народа.

Лидерам нашей эры, как и Давиду, Господь говорит: «Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем Моего народа ради его блага». Поэтому чем бы ни руководил лидер наших дней: церковью, парацерковной организацией или фирмой, – Господь ожидает от него иного стиля лидерства, нежели тот, который считается в этом мире эффективным, стилем Великого вождя с жезлом в руке. Стиль Божьего лидера – слуга, покорный Богу, обеспокоенный не своими успехами, а развитием, совершенствованием Божьего народа, и, следовательно, его процветанием. Да будет это нашим свидетельством миру о том, что Божья мудрость превосходит мудрость века сего.

Вадим Горячкин,
начальник отдела церковного образования ЕХМС

http://www.exmc.ru/press/307